Введение к работе Актуальность темы исследования. Проблема страха и его влияния на жизнь каждого индивида в частности и всего общества в целом ставилась и решалась и прежде, однако век стал эпохой, которая отмечена крайней перевозбужденностью и беспокойством -социокультурные условия возникновения, спектр, масштабность, вариации страхов стали иными. Проведение данного исследования диктуется потребностью в осмыслении качественно нового этапа в эволюции понимания страха. Теперь это понимание во многом строится через призму современного состояния культуры - постмодерна, которое выражается не в последнюю очередь в уязвимости и нестабильности. Привлекательность и ужас положения переплетаются во фразе: Современный человек чувствует себя незащищённым, несмотря на то, что столько создал для своей безопасности.

Статья: Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма

Главная — Культурология — Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма Для того чтобы глубоко проникнуть в суть проблемы, обратимся к истокам толкования термина"". Этот термин возник давно, еще в эпоху античной Греции. в переводе с греческого означает решение, приговор, решительный исход. В общественных науках он обозначает перелом в каких-либо процессах.

Кризис культуры -- это тяжелое переходное состояние, в котором рождается истина и определяется ее дальнейшая судьба.

Главная» Мир» Страх из прошлого. Как в Читайте также: Карибский кризис, или Как могла закончиться человеческая цивилизация.

Ценность марксистской концепции — в представлении о законах и прогрессе, хотя она не учитывает специфики культуры как таковой. Ценность фрейдистской концепции — в анализе значения культуры для индивида, хотя это значение не выявлено в полной мере. Шпенгле-ра — в формулировании особых закономерностей развития в пределах данного типа культуры, хотя специфика и динамика отраслей остается за рамками исследования. Отрасль культуры, которая является властительницей дум, может претендовать на господство.

Сейчас таковой нет, хотя лидирующее положение продолжает занимать идеология. Такое стремление похвально, но мало кому удается достичь желаемого. Формальное господство идеологии при утрате ею созидательной энергии; которую не могут восполнить другие отрасли, ведет к Кризису культуры и обострению глобальных проблем современности. Ощущением и переживанием кризиса, который несет господство идеологии, проникнута книга О. Автор дает одномерное видение развития цивилизаций, а отрасли культуры рассматривает так, будто они существовали испокон века, а не создавались одна за другой.

Эволюцию трудно выявить на небольшом отрезке времени, как трудно заметить, идя по поверхности Земли, что она круглая. В каком бы состоянии не находилась культура, пока она существует, есть перспективы развития, которые невозможно предсказать, используя рациональные способы. В то же время рассмотренные нами основные тенденции развития культуры позволяют высказать гипотезу, что ее будущее зависит от способности человека, идущего по пути рационализации, стать Человеком Духовным.

История культуры демонстрирует смену лидирующих отраслей культуры, каждая из которых имеет свои границы. Общая линия развития дает возможность представить с долей вероятности, что дальше возможен переход от устойчивого состояния порядка в зону неустойчивости как во времена Сократа, Христа и Бруно , которая заканчивается жертвой в точке бифуркации.

Антропологический кризис в современной европейской культуре

Колычева, Омский государственный университет, кафедра философии Для того чтобы глубоко проникнуть в суть проблемы, обратимся к истокам толкования термина"". Этот термин возник давно, еще в эпоху античной Греции. в переводе с греческого означает решение, приговор, решительный исход. В общественных науках он обозначает перелом в каких-либо процессах. Кризис культуры -- это тяжелое переходное состояние, в котором рождается истина и определяется ее дальнейшая судьба.

Постоянная тревога и страх отнимают много энергии, лишают спокойствия и сна, радости и удовольствия от жизни.

Страницы истории Кризис духовной культуры Результатом развития капитализма была деградация не только морали, но и вообще всей духовной культуры. В значительной степени это затронуло искусство вообще, литературу в первую очередь. Как уже говорилось, возникновение капитализма оказало огромное влияние на духовную культуре. Было введено вначале обязательное начальное, а затем среднее образование.

Постепенно стала исчезать простонародная, прежде всего крестьянская, культура, зато прежняя элитарная и городская культуры стали проникать в массы, в результате чего на их основе возникла общесоциорная культура, которую обычно именуют национальной. И эта, теперь уже общесоциорная, культура стала на первых порах успешно развиваться. Это была настоящая, подлинная культура.

Поэтому я буду называть ее ортокультурой от греч. Однако довольно рано началась коммерциализация культуры. Произведения искусства стали превращаться в товары и в качестве таковых поступать в обращение на капиталистический рынок.

Кризис культуры и определение перспектив

В России он впервые вышел в свет только в г. Эпиграфом этой книги стало изречение: В ней есть и посвящение: Оно тоже воспринимается как обращение ученого к будущим поколениям. В основу этой книги был положен доклад, прочитанный в г. В предисловии Хейзинга пишет, что, невзирая на все самые угрожающие признаки упадка и вырождения современной культуры, он — оптимист, ибо верит в возможность исцеления Для этого нужно 1 Кривко-Апинян Т.

Он заявил, что Великобритания «не позволит культуре страха прервали свои летние отпуска, чтобы разобраться с кризисом.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию. Экзистенциальное одиночество Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким.

Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Вы точно человек?

Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры 2. Диалог культур как средство преодоления их кризиса 1. Вражда двух культур может привести к гибели человечества.

Но феномен страха как такового из культуры все еще не вытеснен, .. Кризис культуры состоит в том, что устойчивая конфигурация.

Мы переживаем кризис культуры. Он вызревал долго с х гг. Вокруг них сложились временные разношерстные общности, с этого распутья они пошли по разным дорожкам. Она инерционна, передается молодым поколениям. Образ нашего возможного будущего — архаизация и распад культурного ядра на Украине, сдвиг общества в хаос и утрата государственности. В это зеркало надо вглядеться с точки зрения кризиса культуры.

Социолог и культуролог Л. Ионин так писал о последствиях разрушения советской культуры: В результате он становится неузнаваемым для самого себя, перестает знать самого себя… Исчезает будущее, ибо исчезла содержащаяся в культуре и зафиксированная в соответствующих институтах объективная основа его планирования. Исчезает прошлое как развивающаяся система, ибо исчезло будущее как критерий его оценки и интерпретации.

Прошлое превращается в неупорядоченный набор событий и фактов, не обладающий собственной внутренней целостностью… Болезненнее всего гибель советской культуры должна была сказаться на наиболее активной части общества, ориентированной на успех в рамках сложившихся институтов, то есть на успех, сопровождающийся общественным признанием. Такого рода успешные биографии в любом обществе являют собой культурные образцы и служат средством культурной и социальной интеграции. И наоборот, разрушение таких биографий ведет к прогрессирующей дезинтеграции общества и массовой деидентификации.

Удар был нанесен столь сильный, что была повреждена культура России в целом как система, во всех ее элементах и связях.

Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма

Вперед Вообще говоря, архаические практики давно, казалось бы, забытые, всплывают в стрессогенных ситуациях тюремной и армейской жизни, в закрытых учебных заведениях. Всплывают в широчайшем пласте архаической низовой репрессии, о которой мне еще предстоит говорить. Это нечто настоящее, подлинное, отвечающее глубинным потребностям, которые просыпаются в сознании подростка.

Во все времена носитель традиционного сознания ритуально переживает также кары и казни знаковых фигур от имени высшей власти.

Мотив страха романах В.В. Набокова «Отчаяние» и «Соглядатай». В романах В.В. Набокова . Он ждёт разрешения своего кризиса. Когда постояльца.

Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма Кризис культуры в условиях тотальности цивилизации и трагедия гуманизма С. Колычева, Омский государственный университет, кафедра философии Для того чтобы глубоко проникнуть в суть проблемы, обратимся к истокам толкования термина"". Этот термин возник давно, еще в эпоху античной Греции.

в переводе с греческого означает решение, приговор, решительный исход. В общественных науках он обозначает перелом в каких-либо процессах. Кризис культуры -- это тяжелое переходное состояние, в котором рождается истина и определяется ее дальнейшая судьба. Смысл кризиса -- переоценка ценностей и перестановка слагаемых ее духовно-смыслового ядра. Он способен вывести из равновесия или даже парализовать культурную динамику, породить болезненные, разлагающие феномены, которые, как бактерии разъедают ее внутреннюю органичность -- целостность Бытия Культуры.

Кризис связан с обнаружением ее внутреннего потенциала, новых возможностей внутреннего развития.

Диагноз кризиса культуры

Центр юбилейных мероприятий — родной город Босха, маленький и мало кому известный Хертогенбос на юге Нидерландов, где с 16 февраля по 8 мая проходила уникальная выставка. Музей, в собрании которого нет ни одной работы Босха, сумел впервые в истории собрать в одном месте подавляющее большинство сохранившихся произведений художника — 17 из 24 дошедших до нас картин и 19 из 20 рисунков.

Может показаться, что, предоставляя малоизвестному музею свои шедевры, крупнейшие мировые галереи являют пример немотивированной щедрости, но это не совсем так. Взамен они получают, во-первых, новую волну интереса к ним и возможность оседлать эту волну — после 8 мая вся выставка переместилась в Прадо , а во-вторых и это важнее — новое знание о своих картинах.

Но феномен страха как такового из культуры все еще не вытеснен, хотя природа его изменилась. В традиционном обществе страх перед Властью.

Но с какой бы стороны не рассматривали великие умы мира явление культуры, все они чётко обозначали проявление глобального кризиса культуры в двадцатом столетии. Переходы от античности к средневековью и от средневековья к возрождению ознаменовались такими кризисами. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Полагаю, всё сказанное Бердяевым о кризисной ситуации в искусстве, вполне можно сопоставить кризису в культуре, ведь искусство является одной из прекраснейших, и, пожалуй, самых ярких граней культуры.

Опираясь на вывод сделанный выдающимся философом можно сказать, что культура стремительно выходит за свои пределы, рушатся грани и устоявшиеся стереотипы, люди в своём иступлённом порыве стремятся переступить все пределы и границы. Кризисные явления в культуре двадцатого столетия проявляются во всех областях и сферах жизнедеятельности человека. Явственно чувствуется отрыв человечества от истоков, укоренение его неверия в высшие силы, в самого создателя, Бога.

Происходит отрыв цивилизации от прекрасного мира природы, от созерцания её красоты и величия. Напротив, прослеживается стремление человека поработить природу, научиться управлять ею. Человечество встаёт на путь изучения и постижения тайн Вселенной, освоения недр Земли, глубин мирового океана и морей, в космического пространства. В своём стремлении преуспеть мы не замечаем, как изо дня в день разрушаем первозданную красоту и чистоту мира. С этого нового витка развития все изменилось в жизни человечества, всё в ней надломилось.

Павел Воля - О современном искусстве